Photo: Sönke Biehl / Flickr.com

Никто не хочет рисковать: автомобильная индустрия и будущее транспорта

Интервью с Паоло Туминелли об автомобилях будущего и препятствиях, которые мешают их производству

Читать введение

Спикер: Паоло Тумминелли

Интервьюер: Юлия Попова

Транспортным системам многих больших городов требуются изменения. Растущее население, разрастание городов, пустующие сидения в автомобилях, не использующиеся средства передвижения — со всеми этими проблемами надо разбираться. Понять, как их решить и как создать новую транспортную систему будущего — это задача, которая стоит перед теми, кто разрабатывает транспорт. Для этого требуется найти равновесие между индивидуальными и глобальными потребностями, существующей инфраструктурой и политикой.

Инженеры пытаются создать автомобиль следующего поколения, пересматривая каждую его деталь. Но при этом за последнее столетие машины практически не изменились по своей форме и функциям. Существующая система передвижения и сам автомобиль требуют кардинальных изменений и инноваций. Будет ли что-то меняться в транспортной системе? Что сдерживает этот процесс?

Паоло Тумминелли изучал архитектуру в Миланском техническом университете и дизайн в академии Домус в Милане. Пройдя стажировку на должности дизайнера в CentroStile компании Alfa Romeo, он стал дизайн-директором в Momo Design. До 2001 года он занимал пост вице-президента Frog Design и руководил стратегическим развитием бренда в Европе. В 2002-м он оставил работу в корпорациях, чтобы основать свою собственную фирму Goodbrands GmbH — небольшую брендинговую компанию в Кёльне, а также Goodbrands Institute for Automotive Culture, кроме того, он работал профессором в Кёльнской международной школе дизайна. Туминелли — автор серии книг по истории автомобиля: «Автомобильный дизайн Европы: мифы, бренды, люди», «Автомобильный дизайн Америки: мифы, бренды, люди», «Автомобильный дизайн Азии: мифы, бренды, люди».
Закрыть

Что для вас автомобильная культура?

Автомобильная культура развивается из того, какое предназначение люди видят в автомобиле. Машина — это общественный объект, и он влияет на то, как люди используют общественное пространство. И речь не только о том, что определенным группам людей нравятся определенные автомобили. Роль, которую играют машины в нашей повседневной жизни, становится частью нашей культуры. В разных странах эта роль разная, она зависит от традиций, обычаев и связана с перспективами страны.

Что происходит с автомобильной культурой сейчас?

Автомобильный рынок достиг насыщения. Но только не в России или Китае. В большинстве западных стран молодые люди теряют интерес к машинам. Это происходит по многим причинам, и одна из них в том, что уровень удовольствия от использования автомобиля уменьшается. Машина стала ассоциироваться с запретами: камеры видеонаблюдения на дорогах, оплата стоянок, налог на автомобиль и разные виды ответственности, которые надо брать в расчет, например, обеспечение безопасности и контроля. Машины становятся быстрее и массивнее, они напичканы самыми разными устройствами, но при этом мы не можем воспользоваться всеми ее возможностями по полной. Это и есть задача, которую нужно решить, а то иначе зачем пользоваться машиной, если это не приносит радости.

Машина стала ассоциироваться с запретами: камеры видеонаблюдения на дорогах, оплата стоянок, налог на автомобиль

Почему удовольствие так важно? Разве машины — это не просто только средство передвижения, которое доставляет нас из точки, А в точку Б?

Это очень однобокий взгляд. Политики предпочитают смотреть на машину с рациональной точки зрения, как на газ или электроэнергию. Очевидно, что польза или удовольствие от удовлетворения потребностей — это не вся суть потребления. Видеть в автомобиле только средство передвижения — это немного ограниченный взгляд. Я не знаю никого, что бы думал или говорил о машине в таком ключе. А если кто-то и говорит, то это скорее вызвано чрезмерной любовью или, наоборот, неприязнью. Если свести ее роль к средству передвижения, как это делают политики, то тогда непонятно, зачем люди тратят столько денег и времени на то, чтобы купить собственный автомобиль?

Picture_001_Self-Driving_Car

Самоуправляемый автомобиль. Lexus RX450h модифицированный Google. Фото: Steve Jurvetson

Что вы думаете об общественных автомобилях? Тех, которыми могут пользоваться все жители, когда у них нет собственной машины.

Совместное пользование автомобилем позволяет получить к ним свободный доступ, мне кажется, это очень полезно для усовершенствования городского транспортного движения. Это позволяет избежать многих проблем, связанных с покупкой собственного автомобиля. Не нужно тратить время на что-то, что не доставляет удовольствие, например, на заправку или ТО. Но вопрос в том, может ли такая система стать полноценной заменой покупке своего автомобиля. Я думаю, что не может. Она не удовлетворяет внутреннюю потребность в некой интимности. В идеале, мы можем делиться чем угодно: своими домами, домашними животными, детьми, партнерами, мобильными телефонами. Едва ли найдется вещь, которая нужна нам круглые сутки, без которой мы не сможем обойтись. Я мог бы сдавать в аренду свою квартиру, пока я в офисе. Моя девушка могла бы гулять с другим, пока я занят делами. Все это очень логично и практично, но нравится ли нам такое? Нет. Человек склонен устанавливать близкие отношения с объектами. Почти 40% женщин и 25% мужчин, владеющих машинами в Германии, дают своим автомобилям имена. Другими словами, они устанавливают дружеские отношения с машинами. Мне кажется, от этого невозможно отказаться ради удобства и экономии. Совместное пользование машиной — не настолько эффективная мера, потому что она не решает проблему загруженных дорог. Ни совместное, ни индивидуальное владение автомобилем не является идеальным решением проблемы пробок. Наиболее вероятно, что движение будущего станет более открытой системой, в отличие от старой системы, основанной на частной собственности и долгосрочных вложениях. Хотя совместное владение машиной может стать отправной точкой для новых трендов, которые повлияют на инфраструктуру.

Picture_002_Self-driving_Car_Inside

Салон самоуправляемого автомобиля. Вращающияся лазерный локатор создает трехмерные рендеры людей, которые находятся в его орбите. Фото: Steve Jurvetson

Я слышала, что существующая система передвижения близка к краху. Как вы видите будущее транспорта?

Здесь важно различать мегаполисы — большие городские конгломераты, и территорию за пределами города. Городская инфраструктура поменяется, а вот в деревнях все будет оставаться как было еще очень долгое временя. Существующая система в данный момент хорошо функционирует: сельские дороги пустые, и владеть автомобилем одновременно и удобно, и приятно. Изменения не понадобились бы, если бы все вокруг выглядело как деревня в Сицилии, Сибири или Монголии, где общественный транспорт не играет важной роли. Инфраструктура в городах изменится по многим причинам. Прежде всего, система заполнена до отказа и расширяться дальше просто некуда. Единственной важной целью является создание новой транспортной системы, основанной на технологических возможностях. Так как мы привыкли к автомобилю, речь уже не идет о том, как отделить, оградить инфраструктуру от него, скорее нужно совместить эти два понятия, сделать систему менее рестриктивной и более гибкой. Уже есть машины, которые паркуются, тормозят, разгоняются, ездят сами по себе. Чего пока нет, так это регулирующей основы для использования умных технологий. Другими словами, от момента, когда мы сядем в машину и скажем «едем на работу», нас отделяет только вопрос политических договоренностей. Как только компьютерное управление появится и у машин, и у инфраструктуры, качество движения выйдет на новый уровень, что полностью изменит транспортную систему.

Как самоуправляемый транспорт изменит наше отношение к машинам?

Это полностью изменит тип отношений между человеком и автомобилем. Возможности, которые люди получат благодаря технологиям, изменят отношение к автомобилю. Представьте: машина ехала бы в ремонтную мастерскую или к заправке без нашего участия. Если взглянуть на изначальное значение слова «автомобиль» — слово «autós» означает «сам», а латинское слово «mobilis» означает «движимый». В сущности, автомобиль — это нечто, что движется само по себе. В этом смысле мы не можем называть современные машины автомобилями, так как мы вынуждены управлять ими. Возможно, автомобиль будущего будет именно тем, что он означает.

Почти 40% женщин и 25% мужчин, владеющих машинами в Германии, дают своим автомобилям имена

Машины почти не менялись в течение прошлого столетия. Они сделаны из стали, заправляются бензином, весят тонну или больше, созданы для четырех людей и для них нужны дороги. Изменится ли дизайн автомобиля в будущем?

Автомобильная индустрия никогда не любила радикальных перемен. Если посмотреть на дизайн автомобиля с точки зрения культуры, то он должен был радикально меняться. Почему у нас до сих пор пять мест в машине? Прежде всего, потому что так было определено в 50-е. В то время средняя европейская семья состояла из 5 человек: мать, отец и трое детей. Поскольку машина была создана как семейное средство передвижения, ее вместимость и вес соответствовали нуждам людей. В наши дни в среднестатистической европейской семье только 1 ребенок. Если каждый водит машину, что весьма близко к истине, тогда у нас слишком много пустых сидений. В Германии, к примеру, 50 миллионов машин, 80 миллионов людей, 45 из них с водительскими правами. В этом случае машин на 5 миллионов больше, чем людей, которые могут ими управлять. Вместимость всех частных автомобилей 200 миллионов человек, что практически в 3 раза больше населения. Это бессмысленно! Если бы была такая же ситуация с недвижимостью, то это обернулось бы экономической катастрофой. Общество индивидов — это один из трендов, который мы помогаем развивать. Такое ощущение, что мы больше заботимся о потребностях личных автомобилей, а не личностей.

Picture_003_Isetta

BMW Isetta, итальянский микроавтомобиль для двух человек, спроектированный в 1953 году. Photo: Mick / commons.wikimedia.org

Почему в автомобильной индустрии не происходят радикальные перемены?

Ни один автомобильный завод не может позволить себе идти на крупный риск. В наши дни многие компании нацелены на решение экономических или экологических задач, поэтому уменьшают размер двигателя. Но для них это возможность не изменить индустрию, а скорее продемонстрировать техническое ноу-хау. Еще одна проблема автомобильной промышленности это то, что они могут создавать только 20% продукции, все остальное производится при использовании сторонних ресурсов. Они создают внешний металлический кузов и двигатель — две действительно незаменимые части в машине. Следовательно, любые изменения трудноосуществимы. Представьте «Макдональдс» без гамбургеров, только с салатами и пирожными. Это уже не будет «Макдональдс». «Макдональдс» — это говядина, а машина — это двигатель. Автоиндустрия переживает кризис, и они это чувствуют. С другой стороны, они знают, что такие страны, как Китай, Россия, Индия и Бразилия, в ближайшее время все еще будут нуждаться в классических автомобилях. Поэтому их пока не очень беспокоят сложные задачи будущего. Возможности для автомобилестроителей открываются там, где люди все еще радуются старым машинам, где они не знают о проблемах, которые с ними связаны. Они могли бы выпустить классную машину и без проблем продавать ее следующие 25 лет. Почему промышленность должна рисковать и инвестировать средства во что-то новое? Я бы не стал этого делать, и они не делают. Если мы говорим о кардинальной перемене, связанной с автоматикой, то новатором в этой области станет кто-то за пределами автомобильного рынка, кто сможет использовать возможности, предоставленные большими корпорациями других промышленных отраслей.

Даже если покупатели оценят идею автомобиля будущего, они не будут спешить с его покупкой. Никто не хочет рисковать

Почему автомобильная промышленность не стремится к развитию?

Каждый раз, когда автоиндустрия стремится к инновациям, они сталкиваются с серьезными проблемами. Двигатель воздушного охлаждения, изобретенный Чарльзом Кеттерингом для General Motors в 1919 году, должен был стать более эффективным типом двигателя. Несмотря на множество испытаний, проведенных в середине 1920-х, от изобретения отказались, и это привело к большим убытка General Motors. В 1950-х кузов решили делать из стеклопластика. Corvette был одним из первых автомобилей, для производства которого использовалась новая технология, затем ее же использовали для Lotus. Но в массовом производстве пластик так и не смог стать заменой металлу, за исключением нишевых продуктов, вроде Citroen Mehari, Renault Espace, Smart. В 1960-х NSU, American Motors Corporation, General Motors, Citroen и Mazda инвестировали средства в двигатель Ванкеля — это роторный двигатель, изобретенный в Германии, который многие считали технологическим прорывом. В итоге, только Mazda добилась какого-то результата, но мировой сенсацией, как все думали, он так и не стал. Дело не в совершенствовании производства, а, скорее, в соревновании между компаниями. Несомненно, очень тяжело создать собственный рынок, когда он такой большой и продукт такой сложный. Даже если покупатели поначалу и оценят идею автомобиля будущего, они не будут особо спешить с его покупкой. Никто не хочет идти на риск. Большинство людей приобретут Golf новой модели вместо того, чтобы покупать автомобиля будущего.

Picture_004_Chevrolet_Corvette

Chevrolet Corvette Roadster Polo 1953. Корпус автомобиля состоял из 54 пластиковых панелей из фибергласса, которые позволили уменьшить вес автомобиля. Photo: Mashley Morgan / Flickr.com

Кто, как вы думаете, изменит сегодняшнюю ситуацию?

В идеале, политики должны понимать потребности общества и брать на себя инициативу, направляя промышленность в нужную сторону. Они — единственные, кто может влиять на большие корпорации и говорить: «Вы не можете больше это продавать». Мне кажется, это будут страны, которые не так тесно связаны с автомобильной индустрией, как, например, Германия. Вопрос в том, какая страна первой создаст комплексную систему передвижения, в которой будет учитываться и машина, и особенности использования продукции, характерные для определенной группы потребителей. Если говорить о Европе, то это могут быть такие страны, как Нидерланды, Австрия, Дания, развитые страны с постоянным высоким доходом и без собственной автомобильной промышленности. Возможно, они смогут внедрить новые решения и, вероятно, послужат примером для других европейских стран на политическом уровне. Этот вопрос будет поднят в Европе в ближайшие 20 лет. Я не думаю, что изменения начнутся очень скоро, учитывая нынешнюю ситуацию с автопромышленностью.

Photo: Sönke Biehl / Flickr.com

No radical changes expected: automobile industry, politics and the future of mobility

An interview with Paolo Tuminelli on next-​generation vehicles and the challenges that prevent their production

Read intro

An interview with Paolo Tuminelli

An interview by Yulia Popova

Many cities’ mobility systems have great demand for new solutions. Expanding populations, urban sprawl, empty car seats and idle vehicles are issues to be considered. Understanding how to deal with existing problems and design the future mobility system are great challenges for the development of the future vehicle. They demand a balance among individual needs, existing infrastructure, politics and global requirements.

Automakers focus on next-generation vehicles, every feature of the automobile is being rethought. However, the automobile has stayed almost unchanged in its function and share during the last century. Existing mobility systems and the automobile itself require the radical and innovative change. What is holding it back?

Paolo Tumminelli studied architecture at the Politecnico di Milano and design at the Domus Academy in Milan. After training as a designer at the Centro Stile of Alfa Romeo he became the design director of Momo Design. Later, as the vice president at Frog Design, he managed the Brand & Strategy area for Europe until 2001. In 2002 he cut off all corporate ties to start his own company, Goodbrands GmbH, a small branding firm based in Cologne (Köln), Germany, and Goodbrands Institute for Automotive Culture, also he became a professor at the Köln International School of Design.

Paolo also serves as a design columnist of Handelsblatt, the German financial and economical newspaper. He is the author of the series of books on automotive history: Car Design Europe: Myths, Brands, People; Car Design America: Myths, Brands, People; Car Design Asia: Myths, Brands, People
Hide intro

What is car culture for you?

Car culture is something that develops out of the way people appropriate the automobile. The car is a public object, and it influences the usage of public space. It is not only the styles of cars liked by certain groups. In fact, it is the role that cars play in our daily life that is a part of our culture that varies from country to country according to its traditions, habits and perspectives.

What is happening with car culture now?

The car industry became a saturated market, but not yet in China or Russia. In most western countries, young people are losing interest in the automobile. It is happening due to many aspects and one of them is the decreasing enjoyment level. Today, usage of mobility is connected with the presumption of crime. Everything that comes together with a car is about restrictions: speed cameras, payment for parking, payment for driving and other responsibilities that you have to take into account, for instance safety and control. Cars are getting faster, bigger and loaded with various features, whilst we cannot take advantage of the offered qualities. Here we have a problem that has to be solved – otherwise why should people use a car if it is not enjoyable.

Picture_001_Self-Driving_Car

Self-​driving Car Inside. The screen inside of the Volkswagen self-​driving car. The spinning LIDAR on the roof renders the real-​time 3D image of the people around. Photo: Steve Jurvetson

Why is pleasure important? Aren’t cars about mobility – getting us from A to B?

This is a very biased interpretation of the automobile. Politicians like to see a car as a utility, like electricity or gas. Seemingly, utility or the satisfaction of needs is not the point in any aspect of modern consumption. To understand the automobile only as a vehicle for transportation is a little bit limited. I do not know anybody who thinks or speaks of the car in these terms. If someone does, it is already some kind of affection or disaffection. If we apply a political approach to the societal standards and a car would be reduced only to a machine, then why would people want to invest so much money and time into car ownership?

What do you think about public automobiles that belong to all urban residents helping to get around without owning a car, as, for example, car-​sharing?

Car-​sharing adds on one possibility to access automobiles and I see it as a very functional enhancement of urban mobility. Thanks to car-​sharing you get rid of many troubles connected to owning a car. There is no need to waste time on something that is not enjoyable, like refueling or servicing. The question is whether the car-​sharing can substitute the automobile ownership or not, and I do not think it can. Car-​sharing does not fulfill the human need for intimate relationships. Ideally, we can share everything: our homes, pets, kids, partners and mobile phones. There is hardly one thing that we use for 24 hours that is essential for us. I could rent my apartment during the day when I am in the office. My girlfriend could go out with someone else when I am engaged. All this is very logical and practical, but do we like the idea? No. Human beings prefer to have safe points in their lives and develop intimate relationship to objects. Almost 40% of women and 25% of men who own a car in Germany give it a name. In other words, they construct a friendship with the car. In my opinion, this cannot be replaced just for the sake of convenience or higher economy. Car-​sharing will be successful only to an extent, as it does not solve the problem of the overloaded roads. Neither car-​sharing nor private cars offer an ideal solution, the combination of several systems can become successful. Most likely the mobility in the future will be a more open system than the old one of property and long-​term investment. However, car-​sharing can become a point of departure for new usage patterns that will affect infrastructure.

Almost 40% of women and 25% of men who own a car in Germany give it a name

I have heard that the existing mobility system is close to a breakdown. What is your vision of the future mobility?

Here, you have to make a distinction between MEGA cities, large urban conglomerations and the area outside of the urban environment. We will have different infrastructures in cities, whereas in the countryside it will not be changing for a long time. The existing system is performing very well for now: country roads are empty and private driving is both convenient and enjoyable. There would be no need for change if everything around was like the Sicilian, Siberian or Mongolian countryside, where public transportation does not make sense in economical terms. Infrastructure in urban areas is going to transform for many reasons. First of all, the system is saturated and there is no space for more. One big goal is to create a new traffic network based on technological possibilities. As we are used to the automobile, it is no longer about how to split, separate and protect the infrastructure, but rather about how to integrate and make the system less restrictive and more fluid. There are already cars that can park, brake, accelerate and drive by themselves. What is missing is a new regulation framework to make best use of smart technology. In other words, it is only a matter of political agreements until we have the possibility to sit down in a car and say ‘go to work’. Once computer control is implemented in the product and the infrastructure, the traffic quality will be redesigned and change urban mobility completely.

Picture_002_Self-driving_Car_Inside

Self-​driving Car Inside. The screen inside of the Volkswagen self-​driving car. The spinning LIDAR on the roof renders the real-​time 3D image of the people around. Photo: Steve Jurvetson

How will the emergence of self-​regulated vehicles change our perception of cars?

It will completely reconfigure the relationship between the user and the automobile. Imagine the car would drive to a repair shop or to a power socket without us even taking care of this. If we look at the initial meaning of the word ‘automobile’, the word autós (αὐτός), meaning ‘self’, and the Latin word ‘mobilis’, meaning ‘movable’. Generally speaking, an automobile is something that moves by itself. In this sense, we cannot call the contemporary car an automobile, as we have to drive and control it. Probably, the future automobile could perform exactly what it implies.

Cars had relatively unchanging systems during the last century. They are made of steel, fueled by petroleum, weighing a ton or more, designed for four people and require roads. Will car design change in the future?

The automobile industry has never liked radical changes. If we look at car design from a cultural perspective, it must change radically. Why do we still have five seats in a car? To begin with, it is a package that was defined in the 50s. At that time, the average European family had five people: mum, dad, and three kids. Since the car was designed as the family vehicle, its package and weight correspond with their needs. Nowadays, an average European family has one kid. If everybody drives a car, which is pretty much true, then we have too many car seating possibilities. In Germany, for example, there are 50 million cars, 80 million people, 45 out of them with a driving license. In this case, there are 5 million cars more than the people who can drive them. Moreover, we have a 200 million seating capacity in private cars, which is almost three times more the population. It makes no sense! If there would be a similar situation with housing that would be an economical disaster. The society of individuals is certainly one of the trends we are assisting now. It seems more likely that we are moving towards the need of individual vehicles that serve individuals.

We have seating capacity for 200 million people in private cars. This is almost three times the German population

Why are there no radical changes in the automobile industry?

Any car industry cannot afford taking big risks. Nowadays, many companies are focusing on economical and ecological issues, downsizing engines. Meanwhile they do not see this as the way to change the business, rather as a way to express their technical know-​how. Another problem of the automobile industry is that they only produce 20% of the car’s value and the rest is outsourced. They produce the outer metal shell and the engine – two really essential parts of the car. Therefore it is hard to change it. Imagine McDonald’s without hamburgers, but only with salads or cakes. It will not be McDonald’s any more. McDonald’s is the beef and the car is the engine. The automobile industry has an identity crisis and they feel it. On the other hand, they know that countries like China, Russia, India and Brazil are going to need classical automobiles in the short term. Thus they are not too concerned with the development of the high-​end future solutions. The potential for carmakers is where people still are happy with the old car, since they do not know the problems connected with owning it. They could sell an exciting product and resell it for at least 25 years without any problems. Why should the industry risk and invest money in something new?

Picture_003_Isetta

BMW Isetta, an Italian microcar for two occupants, was designed in 1953. It is only 2.29 m long by 1.37 m wide and the entire front of the car hinged outwards to allow entry. Photo: Mick /​com​mons​.wiki​me​dia​.org

Why is the automobile industry not eager to improve further?

China, Russia, India or Brazil are going to need classical automobiles in the short term, so carmakers are not too concerned with the development of high-​end future solutions

Every time the automotive industry tried to improve, they had big problems. The Copper-​Cooled engine developed by Charles Kettering for General Motors in 1919 was supposed to become a more efficient kind of engine. Despite many trials the invention was abandoned in the mid 1920s with great losses for General Motors. Later in the 1950s Fiberglass was supposed to become the new material for body construction. The Corvette was one of the first cars to implement the new technology, Lotus followed. As soon as it came to mass production plastic never substituted metal apart from some niche products like Citroen Mehari, Renault Espace, Smart. In the 1960s NSU, American Motors Corporation, General Motors, Citroen and Mazda invested a lot of money in the wankel engine, the rotary engine developed in Germany, that many considered a breakthrough. Finally only Mazda succeeded with it, but it never became the global triumph it was supposed to be. It is not the industry that was improving, rather one company competing with others. Evidently, it is very difficult to establish a new market on your own, when the market is so big and the product is so complex. Even if customers might like the idea of owning the car of the future at the beginning, they would hesitate to be the first ones to buy the innovative product. No one wants to take the risk. Most people will go for the approved Golf instead of buying the car of the future.

Picture_004_Chevrolet_Corvette

Chevrolet Corvette Roadster Polo 1953. The body consisted of 54 plastic-​reinforced Fiberglass panels that helped the Corvette achieve a low weight. While the Corvette looked good, its performance was pedestrian. Photo: Mashley Morgan /​Flickr​.com

Who do you think will change the current situation in mobility?

Ideally politicians should understand the needs of society and take initiative by briefing the industry. They are the only ones who could really influence big corporations by saying: ‘You cannot sell this anymore’. I believe it will not be the countries that have a close relation with the car industry, as for instance Germany. The question is what country will give the first example of future mobility, designed as a whole: the car, the system and the usage patterns. If we talk about Europe, here I see countries like the Netherlands, Austria and Denmark, the intelligent countries with the constant high income and no automotive industry of their own. They might be able to implement new solutions and probably be an example for other European countries at the political level. This is going to be a European issue within 20 years. I do not see change coming much faster to us due to the automotive industry agenda for building cars in a usual way.